Творчество Михаила Константиновича Ильина известно многим любителям искусства, он достойно представляет отечественную, российскую школу живописи и графики на многих выставочных проектах, последовательно проводит в живописи принципы, которые были заложены его учителями и делает это в собственной системе координат. Много и плодотворно работая, художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты и тематические композиции.
В его картинах находят отражение родные пейзажи Северо-Запада России, города и селения, расположенные на реке Волхов. Это Старая Ладога — древняя столица Руси с ее знаменитыми храмами и курганами. Художник пишет крепость Старой Ладоги, самую мощную Климентовскую башню; церковь Святого Георгия Победоносца –выдающийся памятник храмовой архитектуры XII века; в Свято-Успенском девичьем монастыре он пишет один из немногих дошедших до нашего времени памятников русского храмового зодчества домонгольского периода – Собор Успения Пресвятой Богородицы, а на Малышевой горе – церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая отличается тонким пониманием единства природы и архитектуры.
Натура путешественника, стремящегося многое узнать, увидеть отправляет его на Дальний Восток, на острова Сахалин и Курилы. Непосредственные впечатления от морской стихии, тайфунов, цунами, гор и время от времени оживающих вулканов находят воплощение в художественно-пластической форме — в поразительных вулканических пейзажах: «Утро Парамушира», «Край земли», «Небеса Парамушира». Грозное величие вулканов, курящихся газовыми струями, соседствует здесь с причудливой красотой прибрежных бухт и скал, экзотической флорой на суше и морскими диковинками в охотских и тихоокеанских водах. В работе «Курилы. Остров Парамушир» на фоне синего простора возвышается гора, совершенная в ясности своего силуэта. Маленькие жилища людей, с любовью и пристрастием к деталям написанные, окружены величественными и загадочными стихиями воды, земли и неба. В небе белые облака подобны гигантской птице, которая парит над островом, охраняя покой и тишину. Остро осознается безбрежность неба, уходящего к подножию горы, которая словно вырастает и становится величавой и огромной как мир — устойчивый, вечный и постоянно меняющийся.
Флора и фауна Курильских островов, запечатленные в полотнах живописца, дают возможность зрителю восхититься неповторимым очарованием дальневосточного края. На холсте «Курильский соловей» на фоне зимнего пейзажа изображен большеклювый ворон. С мощными крыльями, в черно-синем оперенье он гордо возвышается на сопке. Резко бросаются в глаза сильный клюв, большие, загнутые когти. В образе ворона просматриваются аллегорические черты хозяина места и стража заведенного порядка.
Михаил Ильин посетил с этюдником многие места северной Норвегии. Особо значимой была коммуна Хамарой, где прошло детство скандинавского гения Кнута Гамсуна. Атмосфера мест повлияла на эмоциональное содержание холстов. В центре полотна «Горное озеро в Хамарой» — небольшое озеро, словно в чаше, окруженной горными хребтами с голубовато-сизой туманной дымкой. Бесприютная каменная равнина на переднем плане украшена золотисто-охристыми, пурпурными, лиловыми мхами, лишайником и вереском. Этот величественный, многоплановый пейзаж вызывает в память слова великого норвежца: «Славлю Творца, за каждый кусочек вереска, который Ты дал мне увидеть».
В Хамарой художник пишет «Транейский маяк». Этот пейзажный мотив привлек своей символичностью и выразительной композицией. Маяк — символ спасительного света и надежды, знак достижения земли обетованной. Башня маяка, вознесенная к небесам, воспринимается как вертикаль мира, связь небес и земли, прорыв человеческого духа к горным высотам и свободе небесного океана. Цветовая палитра холста необычайно разнообразна, она сгущается от изумрудно-серебристых оттенков до темнеющей синевы. Волны, возникая у горизонта, своим чередованием создают величавый ритм.
С творческим азартом работал Михаил Ильин и на островах Лафонтенского архипелага. Природа здесь настолько живописна и обладает такой магической силой, что воспеты в романах, стихах и музыкальных произведениях. Именно здесь приходит ощущение того, что земной мир переходит в иное космическое пространство. Это ощущение присутствует в пейзажах: «Свольвар», «Вестфьорд», «Кабельвок холодным летом» и многих других. Ландшафт Лафонтена — лишенные растительности горы и скалы, отполированные водами северной Атлантики, напоминают внеземные фантастические пейзажи и наделены той впечатляющей, захватывающей дух красотой, которая предстает совершенным художественным творением. В пейзажах художника, запечатлевшего камни и скалы — богатство оттенков и тональных переходов, из которых сотканы однородные на первый взгляд большие красочные массы.
На всем протяжении творческого пути во время путешествий или в мастерской Михаил Ильин постоянно занимается портретной живописью. Портретный жанр привлекает художника т.к. содержит в себе безграничные возможности реализации художественных замыслов и поисков живописных решений. Знакомые, близкие люди — педагоги, музыканты, художники, дети становятся моделями его портретов. К лучшим работам можно отнести портреты мэтров ленинградского искусства — художников А.С. Смирнова и Л.В. Кабачека, в которых переданы образы творческой интеллигенции, носителей высокой духовной культуры, творцов русского искусства. Знаковой в творчестве Михаила Ильина стала работа «Отец и сын». В композиции портрета объединены две фигуры — отца и сына. Это обращение художника к национальной истории России, к теме Великой Отечественной войны. На портрете фигура отца выписана реалистично, хотя присутствует некий мистический фон старой фотографии. Это рождает ассоциации с «Бессмертным полком», акцией, которую проводят в современной России 9 мая. В образе отца подчеркнуты несгибаемая, неумолимая сила. Суровый страж наказующей длани закона — он смотрит на зрителя тяжелым, пронизывающим взглядом. Плотно сжаты тонкие губы, которые выдают человека твердого и бескомпромиссного. В композиции отец и сын сидят за столом, их жесты рук не связаны, взгляды разобщены, но они объединены общим внутренним настроением. Их сближает большое внешнее сходство аскетически сложенных людей. В стремлении раскрыть сложную человеческую личность, художник приходит к созданию образов большого внутреннего напряжения.
Картины Михаила Константиновича разнообразны по жанрам. Они несут в себе логику и стройность композиции, в основе которой высокое искусство безошибочного рисунка, растворенного в материале живописи. Достоинство работ во многом обусловлено живым контактом с природой, людьми и богатейшим запасом авторского осмысления увиденного и познанного.
Михаил Константинович Ильин родился в 1953 году в г. Южно-Сахалинск.В 1976 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (учился у заслуженного художника РСФСР Л.В. Кабачека, заслуженного деятеля искусств РСФСР М.А. Канеева, народного художника РФ В.А. Леднева).
Преподавал в школе искусств г. Кириши (1979-1987), организовал художественную школу в г. Северо-Курильск и был ее директором (1987-1991). Член Санкт-Петербургского союза художников (1996).
С 1991 — преподаватель кафедры рисунка факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Награжден почетной грамотой министерства образования и науки РФ, Лауреат IX Международной выставки-конкурса современного искусства в номинации «Портрет» за произведение: «Отец и сын» (2017), Лауреат Международной выставки-конкурса «Санкт-Петербургская неделя искусств» за произведение: «Портрет художника А.С. Смирнова» (2019).
Произведения художника находятся в Краеведческом музеее г. Кириши, в администрацией Тюсфьорд коммуны (Норвегия), находятся в частных собраниях России, Норвегии, Швеции, Германии.
Татьяна Ильина