В выставочном зале музея-заповедника «Старая Ладога» с 13 ноября начнет работу выставка пленэрных этюдов студентов и преподавателей мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской Академии Художеств им. И. Е. Репина.
Мастерская воссоздана в 1993 году после 75-летнего забвения. Вот уже почти три десятилетия ее бессменным руководителем является профессор Александр Константинович Крылов. С самого начала главной задачей учебного процесса стала подготовка церковных живописцев, свободно владеющих всеми средствами стенописи и иконописи, эрудированных в вопросах Богословия и иконографии, умеющих точно ориентироваться в художественной стилистике и творчески перерабатывать любой художественный стиль. Задача преподавателей – помочь молодому живописцу, избравшему ответственный путь служения Церкви, овладеть высокими традициями, сложившимися за века в церковно-исторической живописи Древней Руси, взять все лучшее из живописи XVIII-XIX веков. Разумеется, становление и профессиональное развитие художника немыслимо и без систематического пристального изучения натуры.
На выставке «Постижение красоты» участниками будет представлено более 50 этюдов, выполненных в 2018-2020 гг. с натуры. Данная выставка является своеобразным отчетом о ежегодной летней практике, проходящей в самых разных уголках нашей страны. География работ обширна – это Архангельск, Алтай, Ростов Великий, Изборск, Санкт Петербург и конечно, Старая Ладога. Для Александра Константиновича Крылова Старая Ладога с её древнерусскими храмами, крепостью и могучим Волховом, является излюбленным местом для работы на пленэре. Именно сюда он часто приезжает со своими учениками, чтобы показать им древние места и святыни. В экспозиции представят свои работы, посвященные этому месту и преподаватели (С.Чучалов «В Старой Ладоге» 2018 г., ) и студенты (А. Хартулярий «Олегов курган» 2018 г.). Конечно, выезжая на пленэры, студенты занимаются в основном копийной практикой, копируя фрески в монастырях и храмах, но при этом они параллельно пишут этюды в окрестностях (И. Тупейко «Корсунская часовня» 2019 г., «Ростовский Кремль» 2019 г., этюд А. Гиры «Вечер в деревне» 2020 г.). Пленэрные этюды несомненно занимают особое место в учебном и творческом процессе. Обращение к пейзажным мотивам, работа с натуры позволяют совершенствовать чувство живописной гармонии и стилевого начала, понимание цвета и ритма, колористических отношений. Еще Алексей Саврасов напоминал своим ученикам, что «только любя природу, учась у нее, можно найти себя…манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту». Так родилась у Александра Константиновича Крылова идея выставки «Постижение красоты», главная цель которой - показать в этюдах своих учеников не только рукотворную красоту русских храмов и архитектурных ансамблей, но и окружающий пейзаж, природу. Чуткое внимание к природе, чувство ее связи с внутренним миром человека – лучшие черты русской пейзажной школы XIX-нач. XXвв., - осмысляются и творчески претворяются в жизнь в результате пленэров. И выбор мотивов, и изобразительные средства направлены на решение важнейшей задачи постижения красоты. Такой подход подразумевает и высокую этическую основу, и философское осмысление мира. Творчество живописца воспринимается как продолжение творчества самой природы, пленэрный этюд становится художественным воплощением сущности явлений. Работы студентов, выпускников и преподавателей церковно-исторической мастерской, представленные в экспозиции – пример именно такого отношения к работе на пленэре. А результаты этой работы посетители выставочного зала музея-заповедника «Старая Ладога» смогут увидеть с 13 ноября по 13 декабря 2020 года.