4 сентября 2020 года в выставочном зале музея-заповедника «Старая Ладога» откроется персональная выставка петербургского художника Виктора Глебовича Борисова «КОРНИ».
Что мы знаем о своей земле и о своих далеких предках? Достойно ли мы храним память о культуре с тысячелетней историей и традициями? Кто мы в этом мире? Вот те вопросы, которые все чаще задает себе автор, призывая через свое творчество прикоснуться к истокам, к своим корням.
На выставке будут подставлены живописные и графические работы разных лет, а так же новые произведения, в которых тема наследия прозвучит особенно ярко. Этот проект удивительно символично связывает современность и прошлое в месте, где начиналась Северная Русь - в древней Ладоге.
Виктор Борисов - замечательный живописец и график, внимательный педагог, член Петербургского союза художников и общества акварелистов, основатель художественной группы «Вертикаль», участник многочисленных выставок, как в России, так и за рубежом. Обладая огромным творческим и жизненным опытом, Виктор Глебович всегда открыт к диалогу со своим зрителем, и искренне делится с ним своими мыслями о вечных ценностях.
Как в погоне за новациями не забыть о самом главном и не придать забвению то, что столетьями берегли? Ведь, как известно, без прошлого нет будущего. Поэтому вовсе не случаен такой живой интерес художника к искусству архаики, к искусству средневековья, проходящей красной нитью через все его творчество. Работы Виктора Борисова глубоко философски, и тематически охватывают период от истории Древней Руси до эпохи постмодернизма. Выбирая главное, он вписывает свои произведения как главы в повесть творческих лет, год за годом, преодолевая этапы мыслительного процесса.
Тайны финно-угорских племен несли в себе старинные капища - места силы и проклятий. В картине В. Борисова «ЧЕРЕПА» (2010) трагедия жертвенности чествуется особенно остро. Вековые глыбы, каменные идолы, деревянные изваяния, в его работах, потрясают значительностью своего безмолвия: «ПОТОК» (2010), «ЗАБВЕНИЕ» (2010), «ЩУКА» (2010). А вот картина «ПСЫ СТРАЖНИКИ» (2010) имеет символическое звучание и является ключевой в раскрытии концепции выставки. Грозные шакалы на защите магических секретов и племенных верований, производят сильное впечатление монументальностью замысла.
Там где есть место преданьям «старины глубокой», там есть час и для русской сказки, которая органично вплетена в авторский контекст. Чем больше таких соприкосновений, тем выразительней художественный образ. У Виктора Борисова есть серия графических работ, написанных по мотивам любимых сказок: «БЕЛАЯ УТОЧКА», «О ЩУКЕ ЗУБАСТОЙ», «ЧЕРНУШКА» (2016). Для своей живописи он выбирает лишь иносказательный мотив, что бы усилить звучание обшей темы: «РУСАЛКА» (2013), «ХОРОВОД» (2013), «СКОМОРОХИ».
Хранительницы семейного очага, матери, сестры и жены в работах Виктора Глебовича обобщаются в лирические образы, и воспринимаются как лики времени: «КРАСНАЯ ГОРКА» (2013). Здесь у художника тревога о продолжении рода граничит с памятью и святостью материнства. Неотделим от темы земли русской - образ крестьянина, который у В. Борисова и кормилец, и хлебопашец, и хранитель народной мудрости и, если нужно, бунтарь. Персонажи Борисова не написаны с натуры, они и не вымышлены, а насмотрены из жизни, пронесены через сознание автора. Они красноречивы и выразительны по внутренней силе, строгому колориту и сложной фактуре.
Виктора Борисова можно назвать собирателем традиций и образов, хранителем легенд и сказок, человеком размышляющем о судьбах времени и о будущем нового поколения. Его ждет еще много открытий, памятных встреч и творческих планов, что обогатит современное искусство и укрепит наши корни.
Попова Наталья
искусствовед-эксперт