Гончарное производство можно выделить как одно из самых распространенных среди разнообразных ремесел, существовавших среди крестьянского населения дореволюционной России.
Основу коллекции керамики музея-заповедника «Старая Ладога» составили гончарные изделия конца XIX - начала XX вв., поступившие в фонд музея в 1970-х гг.
Село Старая Ладога расположено на левом берегу р.Волхов, близ Ладожского озера и ладожских каналов, по которым шли основные торговые пути. К концу XIX в. продукция, созданная двумя народами, проживающими в среднем течении реки Ояти – русскими и вепсами - заполонила весь местный рынок. Лучшие образцы оятской поливной посуды вывозились для продажи в Санкт-Петербург, Петрозаводск и Финляндию. По пути следования гончары продавали «добросовестный товар» на однодневных базарах и ярмарках, удовлетворяя, таким образом, вкусы и городского и сельского населения.
Большая часть музейного собрания состоит из предметов традиционной оятской керамики. Это горшки, опарники, формы для куличей, кувшины, миски, сосуды для хранения растительного масла (вторичное использование – для дегтя), рукомойники и т.п. Глиняные изделия наделены своеобразными чертами и типичными формами, выработанными практикой народа, а также способами обработки и традиционными приемами украшения, определяющими их народный характер.
Появившиеся трудности в изготовлении и сбыте посуды, произошедшие после 1917г. и Великой Отечественной войны привели к угасанию гончарного производства на Ояти. Возрождение интереса к народным промыслам в 1968г. способствовало возобновлению оятского гончарства в с. Алёховщина Лодейнопольского района, изделия которого основаны на традиционных приемах изготовления и характерной росписи ангобом - «розетки», «виноград», «лапки» и др.
В Тихвинском уезде гончарство получило распространение в деревнях, расположенных по рекам в основном в Куневичской и Деревской волости. Некоторая часть посуды в коллекции музея - из материковой глины серого цвета - имеет отличительные особенности техники и технологии изготовления, характерные для гончарного промысла, процветавшего по берегам реки Явосьма.
Несколько примечательных вологодских черных матовых сосудов из собрания музея демонстрируют древнейший технический прием обработки керамики - «лощение». Эстетическую ценность представляют их гармоничные пропорции, благородный вид блестящего узора, изящность и лаконичность исполнения.
Собрание керамики музея-заповедника «Старая Ладога» дает некоторое представление о формах гончарных изделий, приёмах украшения сосудов, сложившихся в практике гончаров прошлых лет, рассказывает о сохранении и развитии одного из традиционных ярких и «звонких» видов декоративно-прикладного искусства Ленинградской области.