Куклы Г.С. Белеховой – это олицетворение той или иной исторической эпохи в её декоративной ипостаси, но это не только знаки давно ушедших эпох, но и весомая часть истории российской авторской неигровой куклы. Первая в Ленинграде выставка авторской куклы состоялась в 1979 году - это была персональная выставка Галины Сергеевны Белеховой (1940 г.р.).
Окончив в 1967 г. Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, начинающая художница увлеклась изучением европейского и русского костюма и быта XV-XIX вв., дававшего безграничные возможности для художественного творчества. Ее первые куклы в оригинальных исторических платьях можно было видеть в начале 1970-х годов в витрине Дома мод, где они соседствовали с элегантными шляпками, а необычные куклы-манекены украшали холлы гостиниц «Прибалтийская», «Пулковская» и придавали нестандартность интерьеру ресторана «Конюшенный двор». Именно Галина Белехова стала одной из первых художниц, представлявших российскую авторскую куклу на зарубежных выставках.
Ее индивидуальная творческая манера сложилась в первые годы работы и выразилась в совокупности нетривиальных художественных приемов. Например, необычно то, что у кукол Белеховой практически нет лиц. Но от них глаз не оторвать, и ты понимаешь: именно так и выглядели русский дворянин, испанский гранд или венецианский банкир. Характерный образ создается с помощью лаконичного силуэта, тщательно отобранных деталей костюма, передающих своеобразие того или иного стиля, затейливой прически. Художница не копирует исторические костюмы «дословно». Достаточно нескольких игривых воланов на рукавах и выбивающихся из-под шляпки локонов из шнура — и перед нами дамы эпохи ампира. Не случайно, одну из своих выставок художница назвала «Силуэт — декоративный знак стиля эпохи». Важнейшим элементом авторского замысла является монохромность красных, белых, черных фигур, символика и метафоричность цвета которых способствует созданию эмоционального образа. Выставку кукол Галины Белеховой, таких выразительных и немного театральных, гармонично дополнит сценическая графика Ларисы Петровны Новиковой.
Художник в театре и театр глазами художника – лейтмотив настоящей выставки, где органично соседствуют профессиональная «кухня» театрального художника и произведения, вдохновленные сценическими образами. Традиционно представляя свои коллекции, Новгородский музей демонстрирует возникшие благодаря профессиональной деятельности и любви к театру замечательные произведения театрально-декорационного искусства Л.П. Новиковой.
Хорошо известный в Новгороде живописец Лариса Петровна Новикова (1930 – 1998). В 1959 – 1975 гг. работала художником в областном театре драмы, где оформила 53 спектакля. На выставке демонстрируются эскизы к постановкам разных лет: «Ричард III» В. Шекспира и «Стакан воды, или Причины и следствия» по пьесе Э. Скриба, «Василий Буслаев» Я. Анушкина и «Дурочка» Лопе де Вега. Каждый эскиз по-своему интересен - задуманным выразительным характером действующего персонажа, нередко передающим индивидуальные портретные черты артистов театра, оригинальным подходом к решению декорации, и тем, что собранные все вместе работы доносят неповторимый художественный образ каждого спектакля. И еще одна непреходящая ценность эскизов в том, что они несут на себе быстрые рабочие пометки художницы, отражающие её живые мысли и чувства, наполненные вдохновением и любовью к театру.
Марина Викторовна Мазилкина,
заведующая отделом формирования и реализации выставочных программ
Новгородского музея-заповедника