Выставка "Между двух миров" - результат творческой деятельности двух молодых петербургских
художников - Чжу Лея и Ксении Галкиной. Авторы закончили институт им. И.Е.Репина и являются
мужем и женой. Чжу Лей родом из Китая, его творчество представлено на выставке портретами
духовных лидеров тибетского буддизма, Ксения родилась и выросла в России, ее работы (пейзажи,
портреты, натюрморты) в основном посвящены России, но присутствуют и работы, созданные под
впечатлением от поездок в Китай. Таким образом, выставка состоит из двух частей: "русской" и
"китайской". Чжу Лей и Ксения серьезно занимаются изучением тибетского буддизма. Лей является
аспирантом института им. А.И.Герцена, работает над диссертацией на тему "Мандала в
современной художественной культуре". В творчестве ребят имеет место взаимопроникновение
культур, что прекрасно отражает выставка.
Ксения Галкина страстный и эмоциональный живописец. Уже ее дипломная работа, написанная в
Институте имени И.Е.Репина «Милые люди, здравствуйте!» (2012) впечатляла необычным
выбором темы, посвященной творчеству В.М.Шукшина и своеобразием живописной манеры,
в которой нашли отражение уроки ее учителей – В.В.Соколова и В.Ф.Руднева. В этой первой
большой работе была заложена идея, ставшая основной для ее дальнейшего творчества –
стремление честно рассказать о человеке, его жизни, переживаниях, характере и поступках.
Именно через героев своих картин Ксения особенно остро чувствует и изображает современность.
В арсенале живописца разные жанры – портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина. Она
одинаково свободно чувствует себя в любом времени года, с любой моделью и в любом ландшафте.
Это происходит от того, что в каждом холсте неуклонно проступает ее неповторимая
индивидуальность – свободный сочный мазок, подвижное месиво красок, неповторимый ракурс
восприятия, очень личное осмысление мотива.
С особой силой живописный темперамент автора проявляется в пейзажах. Природа для Ксении – это
естественная среда существования человека, здесь он ощущает и ведет себя совершенно иначе,
чем в городе. Ее русские пейзажи привлекают своей яркостью, жизнерадостным чувством
любования природой, стремлением увидеть красоту в самом обыденном мотиве. Большое
внимание в них уделено освещению, столкновению яркого, жизнелюбивого солнца с глубокими
густыми цветными тенями, или наоборот, созданию пасмурной атмосферы, окутывающей весь
холст бархатистой световой пеленой. Заметно выделяются работы на темы весны, в которых
задачи света и колорита естественно соединяются со своеобразной атмосферой пробуждения
природы.
Много работает художник в жанре портрета. Ее моделями становятся близкие люди и незнакомцы,
встреченные в путешествиях. Кого-то автору хочется запечатлеть, чтобы сделать его известным
за пределами своего региона, как, например, народного художника В.Е.Сотникова или оперную
певицу Е. Корчуганову, представителей кузбасской интеллигенции, а какие-то работы сделаны
исключительно «для себя». Особенной теплотой и проникновенностью отличаются портреты ее
мужа – художника Джу Лея. В них видно стремление передать не только внешнее сходство, но
и подчеркнуть особенности темперамента, уникальность характера. Отдельного внимания
заслуживают портретные рисунки и наброски, выделяющиеся прекрасным свободным исполнением,
точным чувствованием натуры и неизменной лаконичной выразительностью.
Поездки по Китаю и на Тибет привнесли в творчество художника новый колорит, видение природы и
знакомство с иной культурой. А люди поразили своей открытостью, добротой и непосредственностью,
которые нашли отражение в многочисленных портретах и сюжетных картинах.
Обостренно ощущая чужую боль, Ксения не смогла остаться безучастной к событиям на Донбассе.
Она сама родилась и выросла в Кемерово, в шахтерской среде. Для нее трагедия юго-востока
Украины очень важная личная тема. «Все мы один народ, выросший из единого корня, - говорит
художник, - и наше разобщение, происходящее сейчас очень страшно». Лучше всего она осознает
мир через людей, когда пишет их портреты, поэтому образы Донбасса, это в первую очередь образы
людей – страдающих и воюющих, отчаявшихся и твердых в своих убеждениях, молодых и старых,
сильных и слабых. Эти работы отмечены глубокой искренностью и подлинным сопереживанием,
драматичная сила которого порой настолько велика, что художник превращается в документалиста.
Но какими бы ни были темы ее работ, Ксения Галкина всегда остается верна в первую очередь себе,
своей живописной индивидуальности и внутренней целостности. Такая верность своим творческим
принципам заслуживает особого уважения в непоследовательном современном мире.
Светлана Ершова
кандидат искусствоведения