Появившийся в России фарфор, созданный Д.И.Виноградовым «для высокого удовольствия», на протяжении всего XVIII в. был одним из символов светской европейской культуры, занимая имперское положение ценного, редкого материала. С XIX в. фарфор постепенно приобретает статус национального и культурного феномена, взяв на себя просветительские функции.
После Октябрьской революции 1917 г. фарфор сохранил титул «самого совершенного из всех керамических» материалов. Являясь произведением искусства, фарфор продолжал быть соучастником новой жизни; с большим пафосом и достоверностью воссоздавал гармонию нового бытия, воспевая революционную эпоху. Великие мастера К.Малевич, М.Адамович, А.Щекатихина-Потоцкая, Н.Суетин, С.Чехонин, Р.Вильде, сестры Н. и Е. Данько и др. не обошли своим вниманием прекрасный пластический материал, запечатлев в фарфоре свои мысли, обогатив его своим искусством. На выставке впервые будут представлены предметы так называемого «агитационного фарфора», которые являются точной копией «революционных» произведений, созданных на Ленинградском фарфором заводе им. М.В.Ломоносова и воссозданных по музейным образцам. Эту коллекцию редкого фарфора передал в дар музею-заповеднику «Старая Ладога» фонд «Наследие» АО «Императорский фарфоровый завод». Большую материальную поддержку в приобретении предметов раннего советского фарфора музею-заповеднику оказало ООО «Строительная культура».
Визуальный ряд на выставке продолжат предметы послевоенного времени. Трудные годы для страны отражаются и на фарфоровой промышленности. Строгое время диктует простые декоративные и скульптурные решения. И особенно это заметно в оформлении тарелок, чашек, повседневных сервизов. На выставке представлено несколько изделий 1930-40-х годов, изготовленных на разных предприятиях СССР - тарелки Дулевского и Дмитровского заводов, «ЗиК»; чашки и чайнички новгородских заводов – «Пролетарий», «Коминтерн», «Красный фарфорист». Роспись их проста и безыскусна, все труднее найти предметы, богато оформленные кобальтом или позолотой. Нередко фарфоровые изделия украшены лозунгами или на них запечатлены различные исторические события, произошедшие в стране.
В 1950-60-е гг. перед мастерами, кроме задачи расширить ассортимент, стояла задача вернуть в быт красоту и ощущение праздника. Флагманом возрождения художественной ценности и качества фарфоровой продукции можно назвать Ленинградский фарфоровый завод. Возвращается к традициям знаменитых кузнецовских заводов и завод им. М.И.Калинина в г. Конаково Тверской области.
Желание внести в повседневную жизнь тепло и уют, обращают многих художников к благодарной теме изготовления предметов малых пластических форм. Именно в эти годы повышается интерес к теме детства, практически все заводы включают в свой ассортимент трогательные фигурки детей. После войны на заводах Советского Союза работают мастера, оставившие нам невероятное по своей душевности и глубине наследие – серию скульптур, которые можно объединить под общим названием «счастливое детство». На Ленинградских заводах – ЛФЗ, ЛЗФИ, Артель «Прогресс» - эту тему развивают скульптуры Г.Столбова, С.Велихова, А. Дегтярев, Л. Сморгон, Г.А.В. Траугот и др. Фигурки детей, представленные на выставке, выпущены на заводах Минска и Киева, Полонное и Городницы, Вербилок и Новгорода.
Тема литературных и сказочных героев, успешно перенимает эстафету, и рядом с детьми на выставке будут представлены фигурки Леля и Снегурочки, русских красавиц и царевичей. Не забыта тема и «братьев меньших» - серия натуралистически выполненных фигур животных, созданных на различных заводах, перекликается со сказочными лисами и журавлями, мишками и скакунами. Отдельной темой звучит воплощенная в фарфор поэзия балета и танца, прославляется советский спорт и цирк, по-прежнему интересен человек труда.
Население нашего региона имело возможность приобретать продукцию практически всех советских заводов, не отдавая предпочтение тем, которые были локально расположены более близко. Учитывая, что каждый завод-производитель фарфора имел свой особый почерк и стиль, выставка раскрывает разнообразие и богатство советского фарфорового дела, дает возможность продемонстрировать культурное наследие многочисленных заводов, работавших до конца XX в.